Программа ОР шахматы

1. Основные характеристики
1.1. Пояснительная записка
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется
интенсивным поиском нового в педагогической теории и практике. Одним из
наиболее актуальных направлений педагогического процесса современного
дошкольного образовательного учреждения, выступает потребность в
развитии познавательного интереса формирующейся личности.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим
детям не отставать в развитии от своих сверстников, особенно тех из них, кто
живет в сельских регионах, воспитывается и обучается в малокомплектном
детском саду, открывает дорогу к творчеству детям некоммуникативного
типа.
Расширение
круга
общения,
возможностей
полноценного
самовыражения, самореализации позволяет этим преодолеет замкнутость,
мнимую ущербность.
Новейшие исследования подтверждают, что мозг следует поддерживать
в активном состоянии, причем среди ресурсов поддержания мозга в
работоспособном состоянии чаще всего указывается решение головоломок и
шахматы.
1.1.1. Направленность
Программа направлена на вовлечение лиц в систематические занятия
физической культурой и видом спорта «шахматы», выявление одаренных
занимающихся, получение ими знаний о физической культуре и виде спорта
«шахматы».
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у
детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие,
воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления
поведением.
1.1.2. Актуальность программы
У шахмат в России очень хороший имидж. Они ассоциируются с умом,
интеллектом, умением мыслить, анализировать ситуации не только на
шахматной доске, но и в повседневной жизни.
Следует учесть, что шахматы как парная игра интересны далеко не всем
детям, а преимущественно только тем, кто большую часть шахматных партий
выигрывает. А вот шахматы как продуманная система занимательных
нестандартных шахматных задач интересны всем детям.
До сих пор СМИ некорректно пишут о том, что якобы способствует
повышению успеваемости и развитию интеллекта именно игра в шахматы (из
начального положения). Это не так. Не игра в шахматы из начального
положения, а правильно построенный процесс обучения по учебной
2

дисциплине «Шахматы», изначально ориентированный на интеллектуальное
развитие мышления детей, способствует повышению успеваемости и
повышению интеллектуальных возможностей учащихся.
В данной программе шахматы понимаются как инструмент обучения и
речь идет не об обучении всех детей группы игре в шахматы из начального
положения, а об обучении элементам шахмат с целью развития мышления.
Разумеется, кроме решения занимательных задач широко представлена и игра,
но не как игра из начального положения с 32 фигурами, а как совокупность
инновационных дидактических игр с ограниченным количеством фигур.
Во всех других школьных курсах шахмат обязательным атрибутом
являются шахматные соревнования. Исходят из того, что всем детям нравится
соревноваться. Но это не так — соревноваться нравится только тем детям,
которые достигают в соревнованиях хоть каких-то успехов. Поэтому в данной
программе не идет речь о шахматных турнирах. Это не мешает детям, которые
хотят соревноваться и идти в спортивные секции.
1.1.3. Отличительные особенности
Данная программа составлена на основе авторского курса И. Г.
Сухина «Шахматы – школе».
Игорь Георгиевич Сухин – кандидат педагогических наук, почетный
работник общего образования Российской Федерации, член Союза писателей
России, старший научный сотрудник Института стратегии развития
образования (г. Москва), модератор Всероссийского Интернет-педсовета, член
Бюро Научного совета по сравнительной педагогике при Отделении
философии образования и теоретической педагогики Российской академии
образования, член Экспертного совета по информатизации системы
образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по
развитию информационного общества; научный консультант проекта
“Шахматы – детям” Малой академии наук Республики Саха (Якутия), член
рабочей группы по реализации проекта “Интеллектуал Зауралья” в
Курганской области, член рабочей группы по развитию шахматного
образования
в
образовательных
организациях
Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры, профессор кафедры “Инновационные
технологии” ГАСИС, доцент кафедры ЮНЕСКО по глобальному
образованию, член Координационного совета по развитию шахматного
образования в системе образования РФ, кандидат в мастера по шахматам
(чемпион клуба “Спартак” Москва, 1977), автор методики обучения
шахматным азам детей с возраста 2 лет, автор шахматно-задачной технологии
развития у детей способности действовать “в уме” (шахматно-задачной
технологии Сухина), автор Федерального курса для начальной школы
3

“Шахматы – школе”, автор более 100 популярных книг, постоянный
автор журнала “Мурзилка”, лауреат издательства “Новая школа” в номинации
“Самый многотиражный автор” (1995), дипломант 7-й московской ярмарки
“Детская, развивающая и учебная литература” за книгу “Шахматы, первый
год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны” (2001), сопобедитель
конкурса самодеятельных методических сайтов, проводимого Федерацией
Интернет Образования” за Интернет-проект “Занимательные и методические
материалы…” (2004), победитель V Всероссийского Августовского Интернетпедсовета-2004, лауреат литературной премии Ю.И.Коваля (2009), лауреат
Фонда Первого Президента Республики Саха “Во славу и пользу республики”
(2012), победитель конкурса самой востребованной программы обучения
детей шахматам (проведенного “Русской шахматной школой”, 2015). Более 10
работ рекомендованы Министерством образования Российской Федерации.
Книги И.Г. Сухина изданы в России, США, Испании, Италии, Германии,
Турции и Словении. Рабочий телефон в Москве – (8)-(499)-966-79-48. Email: suhin_i@mail.ru
В основе курса «Шахматы – школе» акцент сделан на специально
организованную деятельность на занятиях, использование приема
обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Во всех других учебных курсах шахмат речь идет в первую очередь о
шахматах как спортивной или сопернической игре, в основе которой лежит
подавление одного интеллекта другим. В противовес этому
в курсе
«Шахматы — школе» прямой целью является непосредственное развитие
образного и логического мышления детей, поэтому выбрана не соперническая
форма проведения уроков, а задачная, насыщенная большим количеством
специально разработанных дидактических заданий и игр. Отличительной
особенностью данной программы от уже существующих является то, что
данный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен для
детей.
1.1.4. Адресат
Программа разработана для организации шахматных занятий с детьми 5
- 7 лет, в старших и подготовительных группах детских садов, но она может
быть использована на начальном этапе обучения в первых, вторых и иных
классах. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по
каждой теме для каждой возрастной группы детей. К примеру, при изучении
игровых возможностей ферзя и коня пятилетним детям предлагаются более
легкие дидактические задания, чем детям семи лет, при этом
последовательность изложения материала остается прежней.

4

1.1.5. Объём и срок освоение программы
Объем программы - 152 часа.
Программа рассчитана на 2 года обучения:
1 год обучения: 76 часов в год,
2 год обучения: 76 часов в год.
1.1.6. Особенности организации образовательного процесса
Учебные занятия в детских садах начинаются с 1 сентября и
заканчиваются 31 мая, что составляет учебных 38 недель.
Режим занятий:
Продолжительность одного занятия для детей от 5 до 6 лет – 25 минут.
Продолжительность одного занятия для детей от 6 до 7 лет – 30 минут.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Форма обучения: очная.
Форма организации образовательного процесса: групповая,
подгрупповая, в парах.
Форма реализации образовательной программы: с использованием
сетевого взаимодействия.
Формы проведения занятий:
При организации процесса обучения элементам шахмат, учитываются
возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, предпочтение
отдается форме увлекательной игры. Для этого используются сказки, стихи,
загадки, шуточные материалы, сюрпризы, эстафеты, дидактические игры,
решение нестандартных занимательных заданий.
Формы подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: беседа, решение задач, открытые занятия.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Ключевая цель программы - нефорсированное, поэтапное развитие у
детей фундаментальной способности действовать «в уме». Средством для
этого является использование шахматного материала (шахматной доски и
фигур). Все составляющие этапы программы разработаны таким образом, что
в них присутствует большое количество шахматно-литературных, шахматноарифметических,
шахматно-геометрических,
шахматно-логических
и
шахматно-языковых дидактических игр, задач и головоломок различных
жанров. Всё это обеспечивает воссоздание эмоционально-насыщенной
атмосферы урока.
Если мы говорим о шахматах как учебной дисциплине в дошкольном
учреждении, то должны так выстраивать учебный процесс, чтобы и полезно, и
интересно было всем учащимся, а не только детям-чемпионам. Это повысит
качество всей нейронной сети головного мозга учащихся и будет
5

способствовать их академическим успехам по другим школьным
дисциплинам. Если шахматы как парная игра разъединяет учеников, то
шахматы как система занимательных задач объединяет всех учащихся.
В программе обучения элементам шахмат задействовано большое
количество занимательных шахматных головоломок и дидактических игр,
большая часть которых ориентирована на зону ближайшего развития
учащихся.
С помощью продуманной системы заданий оказалось возможным
решить главную задачу для системы образования – обеспечить поэтапное
развитие у учащихся способности действовать «в уме», и две косвенные:
привить интерес к шахматам (задача значимая для досуговой сферы) и создать
у ребенка добротную элементарную базу, основу дальнейшего
совершенствования у тех детей, которые решат продолжить обучение в
клубах, секциях и детско-юношеских спортивных школах (задача значимая
для системы спорта).
1.3. Планируемые результаты
На метапредметном уровне
- сформировать умение планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
- находить наиболее эффективные способы достижения результата;
- сформировать умение понимать причины успеха или не успеха;
- овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
общения, обобщения, классификации, построения рассуждений , установления
аналогий и причинно-следственных связей.
Личностные результаты
- формируются готовность и способность учащихся к саморазвитию,
мотивации к обучению и познанию;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки;
- формирование эстетических потребностей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Предметные результаты
- овладеть шахматной компетенцией;
- овладеть основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения; научиться выполнять устно и письменно
арифметические действия с числами и числовыми выражениями (с помощью
шахматно-математических головоломок);

6

- развить навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные
связи в окружающем мире;
- сформировать эстетическое отношение к миру, понимание красоты как
ценности (за счет изящных шахматных головоломок).
1.4. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
№
Название темы
Количество часов
Формы
(теория/практика)
аттестации/
п/п
контроля
1-й год
2-й год
обучения
обучения
1. Шахматная доска
6 (2/4)
2 (1/1)
Беседа,
тестирование
2. Шахматные фигуры
20 (6/14)
2 (1/1)
Беседа,
тестирование
3. Начальная
6 (2/4)
2 (1/1)
Беседа,
расстановка фигур
тестирование
4. Ходы и взятие фигур
36 (6/30)
20 (6/14)
Беседа,
тестирование
5. Цель
шахматной
2 (1/1)
12 (4/8)
Беседа,
партии
тестирование
6. Игра всеми фигурами
4 (2/2)
36
Беседа,
из
начального
(10/26)
тестирование
положения
7. Контроль знаний
2 (1/1)
2 (1/1)
Беседа,
тестирование
Итого
76
76
(20/56)
(24/52)
Содержание учебного плана
Тема 1. Шахматная доска.
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр.
Дидактические игры и задания: «Горизонталь, «Вертикаль»,
«Диагональ». Двое играющих по очереди заполняют одну из линий
шахматной доски кубиками (фишками, пешками).
Контроль знаний: Практическое задание на определение горизонтали,
вертикали, диагонали.
Тема 2. Шахматные фигуры.
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания:
7

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся
все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить,
какая фигура спрятана.
«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны
догадаться, что это за фигура.
«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает
детей, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой).
Контроль знаний: Игра «Секретная фигура». Фигуры выставлены на
столе, одна по выбору является секретной фигурой, дети по очереди называют
фигуры кроме секретной.
Тема 3. Начальная расстановка фигур.
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в
начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между
горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания:
«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешшочка шахматные
фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
«Да и нет». Педагог берет две фигуры и спрашивает, стоят ли эти
фигуры рядом в начальном положении.
Контроль знаний: Эстафета «Кто быстрее?»
Тема 4. Ходы и взятие Фигур.
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»,
белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны,
качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые,
королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания:
«Игра на уничтожение». Педагог играет с учениками ограниченным
числом фигур( чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто
побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры,
расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре
(черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая
их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной
клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля,
находящиеся под ударом черных фигур.

8

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры,
избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая
фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
«Кратчайший путь». За минимальное
число ходов белая фигура
должна достичь определенной клетки шахматной доски.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две
черные фигуры.
«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую,
стоящую под боем.
«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом
ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
Контроль знаний: решение шахматных задач.
Тема 5. Цель шахматной партии.
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее
правила.
Дидактические игры и задания:
«Шах или не шах». Производится ряд положений, в которых ученики
должны определить, стоит ли король под шахом или нет.
«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах
черному королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики
должны определить, дан ли мат черному королю.
«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального
положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех
или иных случаях.
Контроль знаний: решение шахматных задач.
Тема 6. Игра всеми фигурами из начального положения.
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания:
«Два хода». Для того, чтобы ученик научился создавать и реализовывать
угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя
ученик отвечает двумя своими ходами.
Контроль знаний: решение шахматных задач.

9

2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график
Примерный календарный план-график
в спортивно-оздоровительных группах первого года обучения
№

1
2
3
4
5
6
7

1
2
3
4
5
6
7

Содержание
1. Теория
Шахматная доска
Шахматные фигуры
Начальная
растановка фигур
Ходы и взятие фигур
Цель шахматной
партии
Игра всеми фигурами
из начального
положения
Контроль знаний
Итого теоретических
часов:
2. Практика
Шахматная доска
Шахматные фигуры
Начальная
растановка фигур
Ходы и взятие фигур
Цель шахматной
партии
Игра всеми фигурами
из начального
положения
Контроль знаний
Итого практических
часов:
Всего часов

Часы IX

2
6

2
1

X

Месяцы
XI XII I II III
38 недель (2 часа)

2

2

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1
1

20

4

3

3

2

1

1

4
14

2
1

2
3

3

3

2

2

4
30

V

1

2
6

IV

1

2

2

5

5

5

1

2

2

2

1

1

2

4

4

2

1

1

1

2
1

1

56

4

7

5

8

7

7

6

6

6

76

8

10

8

10

8

8

8

8

8

10

Примерный календарный план-график
в спортивно-оздоровительных группах второго года обучения
№

1
2
3
4
5
6
7

1
2
3
4
5
6
7

Содержание
1. Теория
Шахматная доска
Шахматные фигуры
Начальная
растановка фигур
Ходы и взятие фигур
Цель шахматной
партии
Игра всеми фигурами
из начального
положения
Контроль знаний
Итого теоретических
часов:
2. Практика
Шахматная доска
Шахматные фигуры
Начальная
растановка фигур
Ходы и взятие фигур
Цель шахматной
партии
Игра всеми фигурами
из начального
положения
Контроль знаний
Итого практических
часов:
Всего часов

X

Месяцы
XI XII I II III
38 недель (2 часа)

1

1

1

1

4

1

1

1

1

10

1

1

1

1

Часы IX

1
1

1
1

1

1

6

1

IV

V

1

1

1

2

2

1

1

24

4

3

3

3

3

3

2

1

2

1
1

1
1

1

1

14

1

3

1

2

1

1

2

2

1

8

1

1

1

1

1

1

1

1

26

3

3

4

3

3

3

4

3

1

1

52

4

7

5

7

5

5

6

7

6

76

8

10

8

10

8

8

8

8

8

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Демонстрационная шахматная доска с шахматными фигурами.
Шахматная доска с шахматными фигурами.
Магниты разного цвета.
11

Кубик с картинками шахматных фигур.
Изготовленные из плотной бумаги, картона, ватмана, или другого
материала шаблоны белых и черных полей, горизонталей, вертикалей, центра,
разной длины диагоналей.
Шахматные картинки.
Шахматная игра «дуббль».
Набор из 64 кубиков состоящий из 32 темных и 32 светлых кубиков (из
них ученики могу собирать горизонталь, вертикаль, диагональ).
Методические материалы
1. Пособие для учителя «Шахматы, первый год, или Учусь и учу».
2. Учебник для учащихся «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрнобелые чудес и тайн полны» (в двух частях).
3. Рабочая тетрадь «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые
чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь» (в двух частях).
4. Тетрадь для проверочных работ «Шахматы, первый год, или Там
клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ».
2.3. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы
Оценка результатов освоения Программы сопровождается текущем
контролем, целью которого является определение качества усвоения детьми
материала, диагностирование и корректировка их знаний, умений и навыков.
Текущий контроль занимающихся осуществляется систематически и является
важной составной частью учебно-тренировочного процесса.
Текущий контроль может осуществляется в следующих формах:
наблюдение, тестирование, опросы, решение шахматных задач,
коллективные и самостоятельные разборы партий, участие в соревнованиях.
В качестве результатов текущего контроля анализируется уровень
посещаемости занятий и уровень освоения учебного материала.
Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится как в
форме индивидуальной беседы, так и через решение практических задач.
К концу первого учебного года дети должны знать:

термины, относящиеся к шахматной доске: белое и черное поле,
горизонталь (горизонтальная линия), вертикаль (вертикальная линия),
диагональ, белая диагональ, черная диагональ, большая диагональ,
большая белая диагональ, большая черная диагональ, центр;

названия шахматных фигур: ладья, слон, белопольный слон,
чернопольный слон, разноцветные слоны, одноцветные слоны, ферзь,
конь, пешка, король.

правила хода и взятия каждой фигуры;

правило «взялся — ходи»;
12


правила поведения за шахматной доской.
К концу первого учебного года дети должны уметь:

ориентироваться на шахматной доске;

различать горизонтали, вертикали, диагонали;

верно располагать шахматную доску между противниками;

правильно расставлять начальное положение (начальную позицию);

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушений шахматных правил.
К концу второго учебного года дети должны знать:

термины, относящиеся к игрокам-шахматистам и результату партии:
противники (соперники, партнеры); выигрыш (победа), проигрыш
(поражение), ничья;

термины, относящиеся к шахматным фигурам: шахматная партия,
белые, черные, ход, невозможный ход, взятие на проходе, нападение,
под боем (под ударом), легкая фигура, тяжеля фигура, качество, двойной
удар, рокировка, коротка рокировка, длинная рокировка, шах, открытый
шах, двойной шах, вечный шах, защита от шаха, мат, пат;

правила хода и взятия каждой фигуры, способы защиты от шаха, цель
шахматной партии, правила поведения за шахматной доской
К концу второго учебного года дети должны уметь:

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушений шахматных правил;

производить взятие;

рокировать;

объявлять шах;

находить защиту от шаха;

ставить мат;

отличать пат от мата;

решать элементарные задачи на мат в один ход.
Критерии оценки
Для проверки знаний и умений учеников используются онлайнолимпиады по решению шахматных задач (Приложение 1).

13

3. Список литературы
Нормативные документы:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании).
 Федеральный закон от 04.12.2007 № 329 – ФЗ (ред. от 24.07.2024) «О
физической культуре и спорте в Российской Федерации».
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания".
 Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования".
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам".
 Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 29.04.2025 г. № 582-д «Об
утверждении методических рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях».
Литература, использованная при составлении программы:
 Романычева Н.В., Самоходкина Л.Г. Методическое пособие «Играем в
шахматы и шашки в детском саду» (из опыта работы педагогов
Краснодарского края) — Краснодар. ГБОУ ИРО Краснодарского края — 2019.
 Степанова О.Н., Морозов Д.Н., Щепкина Н.А. Диагностический
инструментарий проекта «Шахматы — детям».- Якутск, 2022г.
 Сухин И.Г. «Шахматы – школе. Рабочие программы. 1-4 годы обучения:
учебное пособие для бщеобразовательных организаций. – Обнинск: Духовное
возрождение, 2019.
 Сухин И.Г. «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и
тайн полны»: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х
частях. Часть 1. – 7-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017.
 Сухин И.Г. «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и
тайн полны»: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х
частях. Часть 2. – 7-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017.

14

 Сухин И.Г. «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и
тайн полны»: Рабочая тетрадь для начальной школы. В 2-х частях. Часть 1. –
7-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2016.
 Сухин И.Г. «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и
тайн полны»: Рабочая тетрадь для начальной школы. В 2-х частях. Часть 2. –
7-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2016.
 Сухин И.Г. «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и
тайн полны»: Тетрадь для проверочных работ. – 6-е изд. – Обнинск: Духовное
возрождение, 2017.
 Сухин И.Г. «Шахматы, первый год, или Учусь и учу»: Пособие для
учителя. – 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2015.
 Шахматы в школах: оценка результативности и перспективы развития:
сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. 1920 августа 2024 г., Барнаул / сост. С.М. Аборнев. — Барнаул: КАУ ДПО
«АИРО имени А.М. Топорова», 2024.
Литература для обучающихся и родителей:
 Быкова Е.П., Локтева Т.И. « Шахматы для малышей» – Изд. 3-е. - Ростов
н/Д: Феникс, 2011.
 Костров В.В. «Эта книга научит играть в шахматы детей и родителей. –
СПб.: Издательский Дом «Литера», 2023.
 Пожарский В.А. «Шахматный учебник» - Изд. 4-е - Ростов н/Д: Феникс,
2022.
 Пархоменко С.В. «Игровое обучение. Шахматы и логика.» Набор
тетрадей. - Спб: Банда умников, 2021.
 Степовая Т.Ю. Тигрёнок в шахматном королевстве. Учебник. - М.:
«Russian CHESS House / Русский шахматный дом», 2019.
 Степовая Т.Ю. Тигрёнок в шахматном королевстве. Рабочая тетрадь. - М.:
«Russian CHESS House / Русский шахматный дом», 2019.
 Сухин И.Г. «Сказочный шаг в мир шахмат» - М.: Яуза, 2019.
 Сухин И.Г. «Второй сказочный шаг в мир шахмат» - М.: Яуза-каталог,
2022.
 Сухин И.Г. «Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для
совместного чтения родителей и детей» - М.: Астрель: АСТ: Полиграфиздат,
2012.
 Азы шахмат для дошколят : для педагогов и родителей. — Страница
ВКонтакте. — URL : https://vk.com/myhobiischess

15

Приложение 1
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
физкультурно-спортивной направленности
«Обучение элементам шахмат»
Проведение итоговой аттестации обучающихся
по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
физкультурно-спортивной направленности
«Обучение элементам шахмат»

Для
определения
результативности
данной
общеразвивающей
программы
используется
диагностический инструментарий: сказочный онлайнконкурс решения задач на шахматной доске. Методика
раработана педагогом дополнительного образования
МБОУ «Гимназия им. А. И. Яковлева», г. Урай В. В.
Акишиной в соавторстве с председателем МОО
«Игры разума» В. Л. Слойка.
Конкурсные задачи созданы на основе заданий
профессора И. Г. Сухина в рамках проекта «Шахматы:
Мы — одна семья» (авт. В. Л. Слойка) при
финансовой поддержке Фонда «Центр гражданских и
социальных инициатив Югры»
Онлайн-конкурсы состоят из сказочного сюжета и
10-ти диаграмм, где герои передвигаются как
шахматные фигуры. Ребенок в процессе слушания
сказки выбирает правильный ответ из предложенных
трёх вариантов к каждой диаграмме. Все участники
получают красочные сертификаты с указанием
процента правильного выполнения заданий на адрес
электронной почты родителя или воспитателя. Таким
образом, педагоги
могут
отслеживать
уровень
освоения
программы
детьми
и
показывать
16

результативность своей работы. Разработки конкурсов
размещены на странице ВКонтакте «Азы шахмат для
дошколят».
Онлайн-конкурс решения задач на шахматной
доске «Сказ про солдата». — URL : https://vk.com/wall169304173_2532

16

Задания онлайн-конкурса «Сказ про солдата»
Предлагается 10 диаграмм, где герой-солдат ходит как ла-дья. В
тесте из предложенных трёх вариантов к каждой диаграмме 1
ребенок выбирает правильный.
* Солдат может передвигаться по горизонтали и верти-кали на
любое количество полей, перепрыгивать через пре-пятствия не
может.
* Остальные герои неподвижны и угрозы не представляют.
Отслужил солдат 25 лет и отправился в путь-дорогу на
родную сторону. Шёл, шёл служивый — притомился в пути.
Добрался до деревни, постучал в крайнюю избу.

Рис. 1

1. Найдите самый короткий путь солдата до избы. За
сколько ходов он смог добраться? (см. рис. 1)
1
Диаграммы сделаны
shahmatnye-zadachi/show/

на

сайте

—

17

https://chessrussian.ru/

Ответ: А. 9 (правильный); Б. 11; В. 6.
Отдохнул солдат и тронулся в путь.
Повстречался ему старый волк и говорит: «Прослужил ты
царю 25 лет, а не выслужил и 25-ти реп. Сухарь свой
последний — и тот старику убогому отдал. Не буду я тебя есть,
а дам я тебе за доброту твою волшебную котомку: чего бы
только ни захотел, развяжи её да погляди — всё станется потвоему».
2. Узнайте, за сколько ходов солдат дошёл до Волка.
Найдите самый короткий путь (см. рис. 2).
Ответ: А. 13; Б. 14 (правильный); В. 15.

Рис. 2

Пошёл солдат дальше. А по пути задумал: «Пусть в ко-томке
пирог вишнёвый появится». И сразу почувство-вал: тяжелей
котомка стала. Развязал, а там пирог!
3. Узнайте, сколько ходов самым коротким путём сделал
солдат, пока не появился в его котомке пирог (см. рис. 3).
Ответ:
А.
8;
Б.
6;
В.
4
(правильный).

18

Рис. 3

Шёл солдат долго ли, коротко ли, близко ли, далёко ли и набрёл
вдруг на берлогу Медведя.
4. Узнайте, сколько ходов по самому короткому пути сделал
солдат, пока не наткнулся на Медведя? (см. рис. 4)
Ответ: А. 4; Б. 11 (правильный); В. 6.

Рис.

4

19

«Русский солдат в воде не тонет и в огне не горит. Слу-жил я
25 лет и в походах бывал, и в сраженьях, да жив остался, а уж
от Медведя как-нибудь оборонюсь, не под-дамся» — думает
солдат. А Медведь вдруг и говорит: «Коль не боишься меня,
сослужи-ка мне службу, солдат. Добудь с моей пасеки пять
бочонков мёда, то и не трону тебя, отпущу на все четыре
стороны».
5. Помогите солдату собрать мёд по самому короткому пути и
принести Медведю. За сколько ходов он сможет это сделать?
(см. рис. 5)
Ответ: А. 10; Б. 9; В. 8 (правильный)

Рис. 5

Ушёл солдат от Медведя живым и невредимым. Попри-бавил
шаг, сам во все стороны поглядывает: «Эдакая
красота кругом. Во многих землях побывал, сколько раз-ных
городов и сёл повидал, а лучше нашего места во всём белом
свете не сыскать!»
Вдруг Лиса ему навстречу выбежала. Хотел было на во-ротник
её пустить, да пожалел.
Задумал он сарафан в белый горошек — вытащил из
волшебной котомки и подарил Лисе.

20

6. За сколько ходов солдат дошёл до Лисы? Найди самый короткий путь (см. рис. 6).
Ответ: А. 16 (правильный); Б. 7; В. 14.

Рис. 6

Простился солдат с Лисой. Вскинул чудесную котомку да
пустой ранец за плечи и отправился дальше.
Глядь — светится посреди леса цветок небывалой кра-соты...
Да только не знал солдат, что это нечистая сила погубить его
решила. И не цветок это вовсе, а дурман-трава, которая
путника с дороги сбивает.
Увидел солдат цветок и забыл дорогу домой...
7. Узнай, как нечистая сила заманила солдата в чащу.
За сколько ходов по самому короткому пути он дошёл до
цветка? (см. рис. 7).
Ответ: А. 9; Б. 10 (правильный); В. 11.
И отправился он тогда в самую чащу леса к Бабе-Яге, чтоб
научила его — как домой дорогу вспомнить.

21

Рис. 7

8. Поведите солдата самым коротким путём до Бабы-Яги. За
сколько ходов он сможет дойти? (см. рис. 8)
Ответ: А. 13 (правильный); Б. 12; В. 11.

Рис. 8

И дала Баба-Яга на речь солдата такой ответ: «Цветок тот на
рассвете превращается в гриб с гнилого болота. И чтоб
память вернулась — нужно увидать тот гриб».
9. Помогите солдату найти гриб за самое меньшее количество
ходов (см. рис. 9)
Ответ:
А.
7;
Б.
5
(правильный);
В.

22

6.

Рис. 9

Нашёл солдат на рассвете тот гриб и вспомнил дорогу домой.
10. Помогите солдату добраться до своего дома за самое
короткое количество ходов (см. рис. 10).
Ответ: А. 13 (правильный); Б. 14; В.12.

Рис. 10

Увидал с пригорка родную деревню. И стало ему весло и легко.
Подошёл к своей избе, а там его отец с матерью встретили. И зажил солдат
привольно, богато да счастливо. Избу новую поставил, женился, детишки
пошли. Тем сказки конец, а мне водички корец (Корец — ковш).

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».