1
Содержание
1.Пояснительная записка
2. Организация образовательного процесса
3. Учебный план
4.Текущий контроль и промежуточная аттестация
5. Прогнозируемые итоги реализации образовательной программы
6. Приложения
2
1. Пояснительная записка
Нормативно-правовые и научно-методические основы Программы.
Программа разработана в соответствие с Федеральным законом № 273-ФЗ
от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным
законом № 329-ФЗ от 04.12.2007 (ред. от 28.02.2023) «О физической культуре в
Российской Федерации», Уставом МАОУ ДО «СШ», на основе следующих
нормативно-правовых документов, определяющих функционирование
спортивной школы:
Федеральный
закон
от
30.04.2021
№
127-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и
спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в
Российской Федерации"
- приказа Министерства спорта РФ от 03 августа 2022 г. № 634 "Об
особенностях организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным образовательным программа спортивной подготовки”.
- приказа Министерства спорта РФ от 24 января 2022 г. № 41 «Об
утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта
волейбол»;
- приказа Министерства спорта РФ от 24 апреля ноября 2022г. № 996 «Об
утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта
лёгкая атлетика»;
- приказа Министерства спорта РФ от 17 сентября 2022 г. № 733 «Об
утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта
лыжные гонки»;
- приказа Министерства спорта РФ от 15 ноября 2022 г. № 988 « Об
утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта
тхэквондо»;
- приказа Министерства спорта РФ от 24 декабря 2022 г. № 1042 «Об
утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта
шахматы».
Программа учитывает внутренние нормативные правовые акты
учреждения, осуществляющее образовательную деятельность в области
физической культуры и спорта (Устав, административный регламент,
порядок приема и перевода в организацию лиц, проходящих обучение в
области физической культуры и спорта).
Программа разработана с учетом запросов детей, потребностей семьи,
образовательных учреждений, особенностей социально-экономического
развития города, региона и культурных традиций.
Программа определяет цели в системе дополнительного образования с
учётом приоритетов и стратегии государственного образования и
государственной политики, помогает построить концепцию содержания
дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности,
3
наметить и структурировать проблемы, разработать направления работы
образовательного Учреждения, а также план действий и поэтапную их
реализацию.
Программа регламентирует:
- диагностические процедуры для объективного поэтапного учёта
образовательных достижений обучающихся;
- организационно–педагогические условия реализации дополнительных
общеобразовательных программ;
- прогнозируемые результаты реализации и освоения дополнительных
общеобразовательных программ.
Цели и задачи образовательной программы
Целью образовательной программы является – создание условий для
систематических занятий физической культуры и спортом обучающихся
Задачи образовательной программы
- укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного
образа жизни;
- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной
ориентации;
- получение начальных знаний, умений, навыков в области физической
культуры и спорта;
- удовлетворение потребностей в двигательной активности;
- подготовка к поступлению в образовательные (учреждения), реализующие
основные образовательные программы среднего профессионального и
высшего образования в сфере образования и педагогики, в области
физической культуры и спорта;
- отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и
физического развития;
- подготовка спортсменов высокой квалификации.
Кадровое обеспечение
В образовательной организации работает сплочённый профессионально
компетентный коллектив педагогов, в котором каждый несет
ответственность за решение поставленных перед коллективом задач.
В образовательной организации на 01 сентября 2025года обеспечивают
образовательную деятельность: директор, заместители директора по учебновоспитательной работе, по безопасности, по административно хозяйственной
работе, 18 тренеров - преподавателей, из них 3 совместителя, 2 внутренних, 1
внешний.
На отделении лёгкой атлетики работают 3 штатных тренера –
преподавателя.
На отделении лыжных гонок работает 2 штатных тренера – преподавателя,
1тренер - преподаватель внутренний совместитель, 1 тренер - преподаватель
внешний совместитель.
На отделении волейбола работает 4 штатных тренера - преподавателя.
4
На отделении шахмат работает 1 штатный тренер - преподаватель.
На отделении тхэквондо работает 1штатный тренер - преподаватель.
На общеобразовательных программах работают 5 тренеров-преподавателей:
Настольный теннис - 1, «Общефизическая подготовка с элементами футбола»
- 1, «Общефизическая подготовка с элементами баскетбола» - 1, «Обучение
игре в шахматы» 2.
Уровень образования педагогических кадров
Число тренеров
Всего
18
Штатных
16
Профессиональное
образование
Высшее
Среднее
13
5
В
том
числе
физкультурное
Высшее
Среднее
13
5
Из них имеют высшую категорию – 6 человека.
Первую категорию – 7 человек.
Соответствие занимаемой должности – 1 человека
Без категории 4 человека.
Благодаря стабильности и кадровой политике образовательной
организации, эффективно решаются задачи по осуществлению учебнотренировочного процесса, обеспечивается сохранность контингента и
высокие результаты спортивной деятельности. Не смотря на уровень
высокой
профессиональной
квалификации,
потенциал
тренерскопреподавательского состава не исчерпан, тренеры - преподаватели регулярно
проходят курсы повышения квалификации.
2. Организация образовательного процесса
Образовательная
организация
осуществляет
образовательную
деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в
области физической культуры и спорта.
Виды реализуемых программ и их направленность:
- дополнительные общеразвивающие программы физкультурно-спортивной
направленности по культивируемым видам спорта.
Настольный теннис, «Общефизическая подготовка с элементами футбола» -,
«Общефизическая подготовка с элементами баскетбола», «Обучение игре в
шахматы».
- дополнительные образовательные программы спортивной подготовки по
видам спорта, направленные на всестороннее физическое и нравственное
развитие, физическое воспитание, совершенствование спортивного
мастерства обучающихся посредством организации систематического
участия указанных лиц в спортивных мероприятиях, включая спортивные
соревнования, в том числе в целях включения их в состав спортивных
сборных команд .
В образовательной организации реализуются программы по видам спорта:
- волейбол,
5
- лыжные гонки,
- лёгкая атлетика,
- тхэквондо,
- шахматы.
-баскетбол
Основной формой обучения в образовательном учреждении является очная
система обучения.
Особенности образовательного процесса
Процесс обучения в образовательной организации представляет собой
специально организованную деятельность педагогов и обучающихся,
направленную на развитие личности, её воспитание и образование.
1.Формирование групп начальной подготовки первого года обучения и
групп на дополнительные общеразвивающие программы по видам спорта
осуществляется с 01сентября по 15 октября;
2. Организация и осуществление образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам спортивной подготовки
проводится с учетом особенностей организации непрерывного учебнотренировочного процесса, комплектования учебно-тренировочных групп,
организации и проведения промежуточной аттестации.
3. Для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса
Организация:
3.1. Определяет сроки начала и окончания учебно-тренировочного процесса с
учетом сроков проведения физкультурных и спортивных мероприятий (далее
- спортивный сезон), в которых планируется участие лиц, проходящих
спортивную подготовку (далее - обучающиеся).
3.2. Проводит учебно-тренировочный процесс в соответствии с учебнотренировочным планом круглогодичной подготовки, рассчитанным исходя
из астрономического часа (60 минут).
3.3. Использует следующие виды планирования учебно-тренировочного
процесса:
- перспективное, позволяющее определить сроки реализации дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки с учетом олимпийского
цикла;
ежегодное, позволяющее составить план проведения групповых и
индивидуальных учебно-тренировочных занятий, промежуточной и итоговой
(в случае ее проведения) аттестации;
ежеквартальное, позволяющее спланировать работу по проведению
индивидуальных учебно-тренировочных занятий, самостоятельную работу
обучающихся по индивидуальным планам, учебно-тренировочные
6
мероприятия (сборы), участие в спортивных соревнованиях и иных
физкультурных мероприятиях;
ежемесячное, составляемое не позднее чем за месяц до планируемого срока
проведения учебно-тренировочных занятий, включающее инструкторскую и
судейскую практику, а также медико-восстановительные и другие
мероприятия.
3.4. Составляет и использует индивидуальные учебно-тренировочные планы
для обучающихся, включенных в списки кандидатов в спортивные сборные
команды субъекта Российской Федерации и (или) в спортивные сборные
команды Российской Федерации.
3.5. Формирует количественный состав обучающихся для участия в учебнотренировочных мероприятиях (сборах) с учетом планирования участия
обучающихся в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях,
включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских
и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий,
а также в календарные планы субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований, в соответствии с положениями (регламентами)
об их проведении.
3.6. Изменяет сроки проведения государственной итоговой
аттестации обучающимся, участвующим в подготовке к официальным
спортивным соревнованиям или находящимся на официальных спортивных
соревнованиях.
3.7. Объединяет (при необходимости) на временной основе учебнотренировочные группы для проведения учебно-тренировочных занятий в
связи с выездом тренера-преподавателя на спортивные соревнования,
учебно-тренировочные мероприятия (сборы), его временной
нетрудоспособности, болезнью, отпуском.
3.8. Проводит (при необходимости) учебно-тренировочные занятия
одновременно с обучающимися из разных учебно-тренировочных групп при
соблюдении следующих условий:
- не превышения разницы в уровне подготовки обучающихся двух
спортивных разрядов и (или) спортивных званий, в командных игровых
видах спорта - трех спортивных разрядов и (или) спортивных званий;
не превышения единовременной пропускной способности спортивного
сооружения;
обеспечения требований по соблюдению техники безопасности.
4. При комплектовании учебно-тренировочных групп Организация:
7
4.1. Формирует учебно-тренировочные группы по виду спорта (спортивной
дисциплине) и этапам спортивной подготовки.
4.2. Учитывает возможность перевода обучающихся из других Организаций.
4.3. Определяет максимальную наполняемость учебно-тренировочных групп
на этапах спортивной подготовки, не превышающую двукратного количества
обучающихся, рассчитанного с учетом федерального стандарта спортивной
подготовки.
5. Промежуточная аттестация проводится Организацией не реже одного раза
в год и включает в себя оценку уровня подготовленности обучающегося
посредством сдачи контрольно-переводных нормативов (испытаний) по
видам спортивной подготовки, а также результатов выступления
обучающихся на официальных спортивных соревнованиях.
Перенос сроков проведения промежуточной аттестации на следующий
спортивный сезон допускается по решению Организации в случае
невозможности ее проведения для обучающегося по причине его болезни
(временной нетрудоспособности), травмы.
Продолжительность учебного года
Учебный год начинается 01 сентября. Начало и окончание учебнотренировочного периода зависит от специфики вида спорта, календаря
спортивных
соревнований,
периодизации
спортивной
подготовки. Образовательная деятельность и учебно-тренировочный процесс
в МАОУ ДО «СШ» осуществляются в соответствии с данной программой,
дополнительными
образовательными
общеразвивающими
и
дополнительными образовательными программами спортивной подготовки
по культивируемым видам спорта (Приложение), годовым календарным
планом спортивно - массовых мероприятий (Приложение) и расписанием
учебно-тренировочных занятий. В МАОУ ДО «СШ» для всех учебнотренировочных групп устанавливается 6 дневная учебная неделя. Учебный
план рассчитан на 46 учебных недель в режиме учебных занятий
(максимального объема нагрузки), и 6 недель подготовки (сборов) в условиях
оздоровительного лагеря или по индивидуальным планам.
Длительность учебно-тренировочного занятия
Время занятия исчисляется в академических часах по 45 минут для
дополнительных образовательных общеразвивающих программ, и в
астрономических часах по 60 минут для дополнительных образовательных
программ спортивной подготовки.
- продолжительность одного занятия с учётом возрастных особенностей и
этапа подготовки не может превышать:
- на дополнительные образовательные общеразвивающие программы для
обучающихся в дошкольных образовательных учреждениях – не более 1
8
академических часа (5-6 лет - 25 минут, 6-7 лет - 30 минут; Сан Пин 1.2.368521)
- на дополнительные образовательные общеразвивающие программы – не
более 2 академических часа;
- на этапе начальной подготовки (программы спортивной подготовки) - не
более 2 астрономических часов;
- на учебно-тренировочном этапе (программы спортивной подготовки) – не
более 3 х астрономических часов.
Этапы образовательного процесса и максимальный объём нагрузки
часов в неделю
- дополнительные образовательные общеразвивающие программы по видам
спорта для обучающихся в дошкольных образовательных учреждениях
(весь период) – до 2 часов;
- дополнительные образовательные общеразвивающие программы по видам
спорта (весь период) – до 6 часов;
- начальной подготовки 1 года обучения – 4,5-6 часов;
-начальной подготовки 2 года обучения – 6-8 часов;
- начальной подготовки 3 года обучения – 6-8 часов;
- учебно-тренировочный 1 года обучения – 9-14 часов;
- учебно-тренировочный 2 года обучения – 9-14 часов;
- учебно-тренировочный 3 года обучения – 12-18 часов;
- учебно-тренировочный 4 года обучения – 12-18 часов;
- учебно-тренировочный 5 года обучения – 12-18 часов.
Порядок зачисления в МАОУ ДО «СШ»
Зачисление в МАОУ ДО «СШ» и перевод в группы на всех этапах
подготовки осуществляется при наличии медицинского допуска к занятиям
спортом.
На дополнительные образовательные общеразвивающие программы по
видам спорта зачисляются все желающие, достигшие возраста 6 лет, при
наличии допуска врача к занятиям в спортивной школе и на основании
заявления от родителя (законного представителя). Лица с ограниченными
возможностями здоровья зачисляются на общих основаниях (по
индивидуальным планам), в соответствии с допуском врача.
На дополнительные образовательные программы спортивной подготовки
этап начальной подготовки в группы 1 года обучения зачисляются
обучающиеся, достигшие минимального возраста для зачисления в
спортивную школу по избранному виду спорта ( в соответствии с СанПиН
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", не
имеющие медицинских противопоказаний для занятий избранным видом
спорта (предоставляется медицинская справка о допуске к занятиям в
9
спортивной школе), по заявлению родителей (законных представителей),
выполнившие нормативы вступительных испытаний.
На учебно-тренировочный этап в группу 1 года обучения зачисляются
практически здоровые дети (на основании медицинской справки), как
правило, прошедшие необходимую подготовку на этапе начальной
подготовки не менее 1 года, при условии выполнения программных
контрольно - переводных требований.
Порядок комплектования групп
Группы комплектуются на отделении МАОУ ДО «СШ» в соответствии с
программными контрольно - переводными требованиями, которые включают
в себя:
- минимальный возраст обучающегося,
- стаж занятий в «СШ»,
- уровень спортивной подготовки (спортивный разряд),
- выполнение контрольно - переводных нормативов по ОФП и СФП,
- участие в соревнованиях.
Если на одном из этапов спортивной подготовки, результаты прохождения
спортивной подготовки не соответствуют требованиям, установленным
дополнительными образовательными программами спортивной подготовки,
прохождение следующего этапа спортивной подготовки не допускается. Вне
зависимости от результатов прохождения любого этапа спортивной
подготовки, обучающиеся вправе продолжить прохождение обучения по
дополнительным общеразвивающим программам по видам спорта.
Основные формы организации образовательного процесса
- учебно-тренировочные занятия с группой (подгруппой), сформированной
с учетом избранного вида спорта, возрастных и гендерных особенностей
обучающихся;
- индивидуальные учебно-тренировочные занятия, проводимые, согласно
учебным планам, с одним или несколькими обучающимися;
- дистанционные формы работы с применением электронного обучения
в период действия ограничительных мероприятий;
- теоретические и практические занятия;
- спортивно - массовые мероприятия;
- инструкторская и судейская практика;
-открытые занятия и показательные выступления для всех участников
образовательного процесса;
- соревнования на уровне МАОУ ДО «СШ», города, области, Российской
Федерации по культивируемым видам спорта;
- спортивные праздники;
- информирование населения о результатах спортивной деятельности
МАОУ ДО «СШ» осуществляется через СМИ.
10
Принципы обучения юных спортсменов
В учебно-тренировочном процессе действуют различные закономерности,
основанные на биологических, педагогических, психологических и логикопознавательных особенностях воспитания юных спортсменов. Эти
особенности базируются на общих дидактических принципах, которые
получили в области физического воспитания свое специфическое выражение.
Дидактические принципы спортивной тренировки образуют единую систему,
взаимосвязанную и взаимообусловленную, направленную на воспитание
высококвалифицированных спортсменов.
- Принцип сознательности и активности. Успешное решение задач,
поставленных перед юными спортсменами в процессе учебнотренировочных занятий, во многом определяется творчеством и
самостоятельностью занимающихся, их активностью и сознательным
отношением к делу;
- Принцип наглядности. Наглядность в процессе обучения и тренировки
юных спортсменов обеспечивается демонстрацией различных упражнений
или приемов. Показывать технико-тактические приемы следует четко,
технически правильно;
- Принцип доступности и индивидуализации. Определяя меру доступности,
тренер руководствуется программными и нормативными требованиями, а
также физическими и функциональными возможностями, данными
врачебного контроля, типологическими особенностями центральной нервной
системы юного спортсмена;
- Принцип индивидуализации. Принцип индивидуализации помогает в
каждом конкретном случае определить различие между календарным и
биологическим возрастом юных спортсменов с учетом их акселерации, так
как превышение посильных тренировочных нагрузок создает угрозу не
только росту спортивного мастерства, но и здоровью подростков;
- Принцип систематичности. Регулярные занятия спортом дают
несравненно больший эффект, чем прерывистые или эпизодические, так как
функциональные и структурные изменения в организме человека,
достигнутые в процессе тренировки, обратимы, т.е. претерпевают обратное
развитие в случае прекращения мышечной деятельности. Поэтому успешное
совершенствование в конкретном виде спорта будет возможно только при
непрерывных систематических тренировках;
- Принцип прогрессирования. Постепенное повышение требований на фоне
прочно закрепленных навыков и умений отражает общую тенденцию учебно
- тренировочного процесса. Переход к новым, более сложным упражнениям
должен происходить по мере закрепления формируемых навыков и
приспособлений к физическим нагрузкам;
- Принцип прочности знаний. Этот принцип предполагает прочное
овладение умениями и навыками при напряжении всех познавательных сил, в
частности воображения, памяти, активного логического мышления.
Основополагающие принципы обучения юных спортсменов
11
Комплексность - предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон
учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической,
психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и
восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского
контроля).
Преемственность - определяет последовательность изложения
программного материала по этапам обучения и соответствие его требованиям
высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебнотренировочном процессе преемственность задач, средств и методов
подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост
показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности,
Вариативность - предусматривает, в зависимости от этапа
многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена,
включение в учебно-тренировочный план разнообразного набора
тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или
нескольких задач спортивной подготовки.
Основные методы тренировки
Каждое средство спортивной тренировки можно использовать по разному, в зависимости от выбранного метода.
Главный метод тренировки - это упражнения, предусматривающие
различную повторность выполнения в зависимости от задач, средств,
внешних условий. В современной системе спортивной тренировки
используются следующие основные группы методов:
1.
Метод обучения технике и совершенствованию в ней: разучивание
действия в целом, разучивание по частям, объяснение, демонстрация (показ),
непосредственная помощь, повторение упражнения.
2.
Методы обучения тактике и совершенствованию в ней: разучивание
тактических элементов и действий по частям, связкам, разучивание в целом,
объяснение, анализ действий, разработка вариантов тактических действий,
творческие задания в процессе тренировки и соревнований.
3.
Методы выполнения упражнений для воспитания двигательных
качеств: повторный, попеременный, интервальный, равномерный, темповый,
«до отказа», с максимальной интенсивностью, с ускорением, круговой,
игровой, соревновательный.
4.
Методы воспитания моральных качеств: убеждение, разъяснение,
обсуждение в коллективе, требовательность, пример тренера и сильнейших
спортсменов.
5.
Методы психологической подготовки и воспитания волевых качеств:
убеждение, разъяснение, пример, поощрение, групповое воздействие,
самостоятельное выполнение заданий, постепенное увеличение трудности
упражнений и усложнение условий их выполнения, самовнушение,
приучение к соревновательным условиям.
6.
Методы интегральной подготовки: повторный, контрольный,
прикидки, соревнования.
12
В каждом отдельном случае выбор метода определяется решаемой
задачей, возрастом и подготовкой учащихся, применяемыми средствами,
условиями и другими факторами.
Прогнозируемые результаты и критерии оценок
Дополнительные общеразвивающие программы по видам спорта
Прогнозируемые результаты:
сохранение и укрепление здоровья; освоение разнообразных умений и
навыков;
практические достижения обучающихся и участие в различных
соревнованиях и конкурсах;
усвоение основных элементов в избранном виде спорта;
самостоятельная работа обучающихся, самосовершенствование.
Критерии оценок:
- стабильность состава занимающихся, посещаемость ими тренировочных
занятий;
- динамика индивидуальных показателей развития физических качеств
занимающихся;
- уровень освоения основ гигиены и самоконтроля;
- Этап начальной подготовки.
Прогнозируемые результаты:
- привлечение максимально возможного числа детей и подростков к
систематическим занятиям спортом, направленных на развитие их личности;
- утверждение здорового образа жизни;
- воспитание физических и морально - этических качеств.
Критерии оценок:
- динамика показателей развития физических качеств занимающихся;
динамика
прироста
индивидуальных
показателей
физической
подготовленности обучающихся;
- уровень освоения основ техники видов спорта, навыков гигиены и
самоконтроля.
- Тренировочный этап.
Прогнозируемый результат:
- улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие
обучающихся;
- повышение уровня физической подготовленности и спортивных
результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований
программы по виду спорта; профилактика вредных привычек и
правонарушений.
Критерии оценки:
- состояние здоровья, уровень физического развития обучающихся;
- динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными
особенностями обучающихся;
- освоение объема тренировочных нагрузок, предусмотренных учебным
планом по видам спорта;
13
- освоение теоретического раздела программы.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
1.Мониторинг результатов медицинского обследования обучающихся.
2.Мониторинг выступлений обучающихся в соревнованиях различного ранга.
3.Мониторинг подготовки спортсменов разрядников.
4.Мониторинг результатов контрольных нормативов по ОФП и СФП.
3. Учебный план
Учебный план МАОУ ДО «СШ» на 2025- 2026 учебный год разработан в
соответствии с ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и Уставом МАОУ ДО
«СШ» (Приложение).
План определяет состояние и основные проблемы образовательного
процесса в МАОУ ДО «СШ», направления и ожидаемые результаты развития
спортивной школы в 2025- 2026 учебном году.
Физкультурно-спортивное направление деятельности МАОУ ДО «СШ»
соответствует лицензии и реализуется по пяти видам спорта: легкая атлетика,
лыжные гонки, шахматы, тхэквондо, волейбол, баскетбол., настольный
теннис, футбол. На 2025-2026 учебный год педагогическим коллективом
определены следующие задачи и цели:
Цели:
- привлечь максимально возможное число детей и подростков к
систематическим занятиям физической культурой и спортом, направленным
на развитие их личности, утверждение здорового образа жизни, воспитание
физических морально- этических и волевых качеств;
- повысить уровень физической подготовленности и спортивных
достижений.
Задачи:
- систематически проводить работу по профилактике правонарушений,
наркомании, табакокурения, формировать здоровый образ жизни;
- воспитывать у обучающихся патриотическое отношение к школе, городу,
России;
- совершенствовать учебно - методическую работу с применением
инновационных технологий многолетнего учебно-тренировочного процесса.
Программно-методическое обеспечение образовательной программы
№
п\п
Наименование программы
1
Дополнительная образовательная программа
спортивной подготовки по виду спорта Волейбол
2
Дополнительная образовательная программа
спортивной подготовки по виду спорта Лыжные гонки
Срок
реализации
8 лет
8 лет
14
3
Дополнительная образовательная программа
спортивной подготовки по виду спорта Лёгкая
атлетика
8 лет
4
Дополнительная образовательная программа
спортивной подготовки по виду спорта Тхэквондо
8 лет
5
Дополнительная образовательная программа
спортивной подготовки по виду спорта Шахматы
6 лет
6
Дополнительная образовательная программа
спортивной подготовки по виду спорта Хоккей с
шайбой
Дополнительная общеразвивающая образовательная
программа «Обучение игре в шахматы»
Дополнительная общеразвивающая образовательная
программа по виду спорта тхэквондо
Дополнительная общеразвивающая образовательная
программа по виду спорта лёгкая атлетика
Дополнительная общеразвивающая образовательная
программа по виду спорта лыжные гонки
Дополнительная общеразвивающая образовательная
программа по виду спорта волейбол
Дополнительная общеразвивающая образовательная
программа «Общефизическая подготовка с элементами
бакетбола»
Дополнительная общеразвивающая образовательная
программа «Общефизическая подготовка с элементами
футбола»
Дополнительная общеразвивающая образовательная
программа «Настольный теннис»
8 лет
7
8
9
10
11
12
13
14
1 год
1 год
1 год
1 год
1 год
1 год
1 год
1 год
Критерии реализации и показатели освоения образовательной
программы
Ожидаемые
результаты
реализации программы
Мотивированность на продолжение
занятий
Индивидуальный
показателей
уровня
программы
Основные
показатели
оценки
результатов
Стаж
занятий
конкретного
обучающегося (ежемесячно не менее
80% от общего количества занятий
по плану)
прирост Положительная
динамика
по
освоения результатам контрольно-переводных
нормативов
15
Социальная адаптированность
Уровень
успеваемости
в
образовательном
учреждении
–
отсутствие нарушений правопорядка,
правил здорового образа жизни,
мотивация на освоение профильных
профессий и специальностей
Уровень
здоровьесбережения
и Положительная
динамика
выполнение правил по технике заболеваемости от этапа к этапу, на
безопасности
основе анализа стажа занятий,
отсутствие
сопутствующих
(специфичных) заболеваний
Результативность
участия
в Положительная Динамика
соревнованиях различного уровня
Доля обучающихся с присвоением Положительная динамика
спортивных разрядов, званий
Сведения о зданиях и помещениях, ресурсном обеспечении образовательного
процесса.
Наименование
спортивного сооружения
Адрес
Характеристика площадей
Спортивный зал № 2
623950
Свердловская
область г. Тавда
ул.9 Января 23 а
Спортивный зал (446,2 кв. м)
Административное помещение (14,5 кв.
м)
Спортивный зал
623950
Свердловская
область г. Тавда
ул. Ломоносова 1
№1
Административное
здание
623955
Свердловская
область г. Тавда
ул. Ломоносова 6
Объекты физической
культуры и спорта
623950
Свердловская
область г. Тавда
ул. Ломоносова 1
Лыжная база
623950
Свердловская
область г. Тавда
ул. Ломоносова 1а
Спортивный зал (420,4 кв. м)
Тренажерный зал (52,4 кв. м)
Административные помещения (30,6 кв.
м)
Вспомогательные помещения (230,8 кв.
м)
Шахматный класс (30,7 кв. м)
Класс тхэквондо (21,9 кв. м)
Административные помещения (93,4 кв.
м)
Вспомогательные помещения (376,6 кв.
м)
Лыжероллерная трасса – 800 метров
Спортивный городок (рукоход,
перекладины гимнастические, брусья
гимнастические, площадка
баскетбольная, волейбольная)
Маркированная лыжная трасса -1, 2, 3, 5
км.
16
4.Текущий контроль и промежуточная аттестация
Текущий контроль успеваемости – форма педагогического контроля
спортивной формы обучающихся, выполнения ими общеобразовательных
программ по видам спорта в период обучения.
Текущий контроль успеваемости проводится с целью определения
показателей учебно-тренировочной и соревновательной деятельности,
определения исходного уровня состояния здоровья, физического развития,
физической
подготовленности,
функциональных
возможностей
занимающихся.
Основными задачами проведения текущего контроля являются:
- осуществление контроля за состоянием здоровья, привитие
гигиенических навыков и привычек неукоснительного выполнения
рекомендаций врача;
- определение уровня специальной, физической и технико - тактической
подготовленности обучающихся;
- осуществление контроля, определяющего эффективность подготовки
обучающихся на всех этапах многолетней подготовки.
Текущий контроль успеваемости осуществляется:
- во время проведения учебно-тренировочных занятий тренерами преподавателями по видам спорта;
- во время учебно- тренировочных сборов тренерами - преподавателями по
видам спорта;
- с целью административного контроля - методистом и (или) заместителем
директора по учебно - воспитательной работе.
В качестве результатов текущего контроля анализируются следующие
показатели:
- уровень посещаемости учебно- тренировочных занятий;
- количество учебно-тренировочных дней, занятий, соревновательных
дней, стартов обучающихся;
- уровень освоения материала образовательных программ по видам спорта,
выраженный в выполняемых объемах учебно-тренировочной нагрузки в
период обучения. Контроль над освоением обучающимися материала
образовательных программ по видам спорта осуществляется систематически
тренерами - преподавателями и отражается в «Журнале учета групповых
занятий».
Основными формами текущего контроля успеваемости являются:
- контрольные тренировки,
- соревнования,
- контрольные тесты по ОФП,
- теоретическое тестирование.
Текущий контроль проводится качественно, без установления отметок.
Текущий контроль успеваемости применяется ко всем обучающимся
«СШ».
17
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения
освоения дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки по окончанию учебного года.
Промежуточная аттестация проводится с целью определения показателей
учебно-тренировочной и соревновательной деятельности обучающихся,
осуществления перевода обучающихся на следующий этап обучения.
В структуру промежуточной аттестации «СШ» входит осуществление:
- первичного контроля (контрольные нормативы по общей физической
подготовке - ОФП при поступлении);
- основного контроля (контрольно - переводные нормативы по ОФП;
контрольно-переводные нормативы по специальной физической подготовке –
СФП; теоретическое тестирование).
Основной контроль промежуточной аттестации осуществляется:
- два раза в год: вначале учебного года для определения исходного уровня
подготовки обучающихся и в конце соревновательного сезона для перевода
обучающихся на следующий этап подготовки (согласно графику,
утвержденному директором МАОУ ДО «СШ») при сдаче контрольно переводных нормативов по ОФП;
- один раз в год: в конце учебного года по видам спорта, при подведении
итогов контрольно - переводных нормативов по СФП и теоретическому
тестированию.
Основной контроль промежуточной аттестации по определению уровня
общей и специальной физической подготовки обучающихся проводится по
отделениям.
Для приема контрольно - переводных нормативов по ОФП в МАОУ ДО
«СШ» приказом директора создается комиссия.
Организация работы комиссии
- Комиссия действует в соответствии с законодательством РФ, Уставом
МАОУ ДО «СШ»;
- комиссия создается с целью регулирования процесса сдачи контрольно переводных нормативов по ОФП и СФП в МАОУ ДО «СШ» и выполняет
следующие задачи:
1. Организовывает своевременную сдачу контрольно - переводных
нормативов по ОФП и СФП на отделениях, согласно утвержденному
директором «СШ» графику;
2. Подводит итоги сдачи контрольно - переводных нормативов по ОФП и
СФП.
Контрольно-переводные нормативы форма промежуточной
аттестации в виде сдачи нормативов по установленным соответствующей
дополнительной образовательной общеразвивающей или дополнительной
образовательной программой спортивной подготовки стандартизированным
заданиям, определяющим степень достижения ожидаемых результатов.
5. Прогнозируемые итоги реализации образовательной программы
Социальная эффективность:
18
- увеличено количество детей, привлечённых к занятиям физической
культурой и спортом, проведена работа по формированию принципов
здорового образа жизни;
- обеспечена возможность получения доступного и качественного
дополнительного образования;
- обеспечена занятость детей различными формами деятельности;
- обеспечена поддержка талантливой молодёжи, созданы условия для
формирования социально активной личности;
Эффективность внедрения новых образовательных технологий и
принципов организации образовательного процесса:
- рост числа педагогов, ведущих инновационную работу по выявлению
эффективности применяемых педагогических технологий;
- дальнейшее развитие методической службы, разработка методических
материалов, обеспечивающих качество образовательного процесса;
- обеспечение и развитие материально - технической базы.
Мероприятия, направленные на развитие воспитания, позволяют повысить
занятость детей и подростков в свободное от занятий время, что приведёт к
снижению подростковой преступности, обеспечит их более успешную
социализацию, развитие творческих, спортивных способностей, лидерских
качеств.
Одним из социальных эффектов реализации Программы, станет
улучшение качества физического здоровья участников образовательного
процесса, выражающееся в снижении показателя количества детей с низким
уровнем физического развития.
Важным социальным эффектом реализации мероприятий Программы
станет создание комфортных условий для получения качественных
образовательных услуг, закрепление педагогических кадров в общей системе
образования.
19